Весь интернет уже несколько дней обсуждает случай в Хабаровском крае, где учительница избила ученика. Меня больше интересовала реакция интернет-общественности. И теперь можно сделать некоторые выводы.
Мнения людей, естественно, разделились на две категории, которые условно можно назвать: «Учитель не имеет право бить детей» и «Так ему и надо».
Причём, по моим подсчётам, разделились не поровну: тех, кто пытается оправдать учительницу, несколько больше. Итак, имеет право учитель бить ребёнка? Имеется ввиду не избиение до травм, а шлепок, подзатыльник и .т.д. Не имеет. Ни юридически, ни морально, ни этически. Учитель, в конце концов, показывает образец общественного поведения. А если можно ударить в этой ситуации, то можно будет и в другой.
Но зло в любом случае должно быть наказано – это тоже постулат, которому мы воспитываем.
И вот здесь и начинается противоречие. КАК наказать такого ребёнка, который явно и давно, что называется, «нарывался»? поверьте, чтобы опытного учителя довести до такого поступка, нужно очень постараться.
Я уверен, что все «меры воздействия», предписанные законом, давно были к этому ученику применены. А какие это меры? Вызвать родителей, обсудить на педсовете, поставить на школьный учёт (чистая формальность). Самое страшное – написать заявление в районную комиссию по делам несовершеннолетних, но для ПДН при полиции нужны очень веские основания для разбирательств. А административная комиссия при муниципалитетах – «мёртвому припарок». Был я на таких комиссиях: ругают ребёнка, ругают родителей, потом аж предупреждают! А при повторных нарушениях могут даже штраф выписать, рублей 500, и то это делается очень редко, ведь у нас права охраняются гораздо лучше, чем спрашивается за обязанности.
Проблема системная: государство пошло по простейшему пути – возложило обязанности по воспитанию школу, и делайте, что хотите. На медико-психолого-педагогическую комиссию – по согласию родителей, специальные школы позакрывали (инклюзив!), исключить из школы практически невозможно, даже на второй год оставить теперь не можем.
В школе нет механизма воздействия на детей, которые нарушают порядок, дисциплину, не учатся сами и мешают другим. А ведь они зачастую создают реальные угрозы безопасности других детей. Ведь, как мы знаем, детские «шалости» частенько до добра не доводят, если их вовремя не пресекать.
Были у меня в практике похожие ситуации. Приходили даже родители учеников и просили избавить класс от одного хулигана. И тут я понял, что просто не могу этого сделать! Написали на комиссию, его и родителей вызвали. После этого он ещё наглее стал: «Ха! Плевал я на вашу комиссию! Поругали и отпустили!»
Был случай, когда один родитель сам за углом «тряхнул» такого наглеца: немного помогло.
А что касается рукоприкладства: да, нехорошо это. Но вспоминаю начало своей педагогической деятельности в 90-е. и подзатыльники давал, и щелбаны. Но как-то так, что никто не обижался. И директор наш, которого до сих пор все вспоминают только добром, мог одним хорошим щелбаном разрезвившегося хулигана успокоить. А на вечерних дискотеках, куда полдеревни приходило, не только щелбаны шли в ход.
Так что сам случай в Хабаровском крае не уникален. Но показательна реакция общества. Если у значительной части людей уже происходит переосознание того, что не всегда и не во всём виноват учитель, что должны быть чёткие нормы поведения, а главное, реальная ответственность за нарушение этих норм, то, может быть, и власти дозреют до этого понимания.
Источник:
|