Для сознания человека в соцсетях расставлены разные ловушки. Одна из них – так называемые френды. Слово вошло в русский интернет-жаргон не зря: это яркий пример того, что транслитерированное с английского слово не несет той эмоциональной окраски, которая свойственна его русскому переводу. И в самом деле, «френд» – это не «друг». Френд – это человек, с которым можно тепло общаться, делиться интимными секретами, но сегодня он здесь, а завтра его нет, а некоторые френды вообще могут оказаться совершенно не теми, за кого себя выдают.
На одном из популярных порталов, где встречаются и общаются молодые мамы, появилась женщина, которой удалось быстро завести себе подруг. Потом в ее семье случилась беда: опасно заболел ребенок. Срочно нужно было собирать деньги на дорогостоящую операцию. «Френдессы» решили ей помочь. Некоторые рассказали о несчастье своим коллегам и попросили их тоже поучаствовать в сборе средств. Через некоторое время выяснилось, что ребенка просто не существует, а под личиной страдающей мамы скрывался мужчина. В ответ на недоуменные реплики и упреки он ответил буквально: «Ну разве я виноват, что вы все тут такие дуры».
На некоторых площадках после русификации используется слово «друг», которое вводит в заблуждение. Разве можно назвать другом человека, которого ни разу в жизни не видел, который лишь на словах продекларировал нечто, что тебя заинтересовало? Конечно, такой человек может оказаться мошенником, преступником, аферистом, кем угодно. В крайнем случае, он может оказаться даже ботом, то есть программой. Боты случайным образом оставляют к записям пользователей комментарии такого характера: «Как хорошо, что я нашел ваш блог, мне так нравится ваш ход мысли» или «Очень интересно, пишите еще». Такие поглаживания всем приятны, и вот – у вас новый френд.
Общаясь в интернете, не забывайте: некоторые из комментаторов в соцсетях – попросту «тролли», которые по той или иной причине намеренно разжигают в читателях дискуссии отрицательные эмоции. Это тролли-любители, которые под фотографией милого ребенка напишут «Какой уродец», или тролли-профессионалы, проплаченные провокаторы, которые за свою деятельность получают немалые деньги. Любители – своеобразные энергетические вампиры, они оттачивают свое умение играть на нервах и эмоциях искренних людей. Профессионалы могут быть пешками в политических играх.
Вторая ловушка – потеря конфиденциальности. В соцсетях люди добровольно раскрывают немало информации о себе, обозначают социальный статус, пишут о месте работы, месте учебы, указывают место рождения. Нередко пользователи выкладывают фотографии, свои и своих детей. Сейчас появились и опции, благодаря которым можно указать, где ты находишься в настоящий момент. Разумеется, это дает карт-бланш злоумышленникам.
Третья ловушка – то, что мы недооцениваем профессионализм манипуляторов в глобальных масштабах. Обычно мы не задумываемся о том, что в соцсетях могут продвигать товары и даже подталкивать людей к политическим шагам. Слишком сильна иллюзия неуязвимости. Даже когда мы узнаем о подобных проектах, иногда мы не видим в них манипуляции. Пример из жизни: знаменитый производитель автомобилей предложил всем желающим бесплатный тест-драйв новой модели в обмен на отзыв в соцсетях. Еще один пример: туристические агентства бесплатно отправляют блогеров с большой аудиторией в заманчивые путешествия. Это реклама? Да, и это нормально. Но эта реклама появляется не в специально отведенное время и не в специально отведенном месте, а в вашей собственной френд-ленте, иными словами – в вашей виртуальной беседе с «друзьями», тогда, когда вы расслаблены и критическое мышление отключается. Поэтому такая реклама оказывается гораздо более доходчивой.
С помощью соцсетей довольно легко можно формировать умонастроения, а еще легче – их контролировать, держать руку на пульсе отдельных групп людей или отдельных личностей. Мы уже не видим ничего странного в так называемой контекстной рекламе, когда браузер запоминает ваши последние поисковые запросы и «подбирает» рекламу соответствующим образом.
Но такая помощь может незаметно превратиться в навязывание нам выбора.
Еще один феномен: с помощью соцсетей люди договариваются о так называемых «флэшмобах» и «смартмобах». «Смартмоб» означает «умная толпа». Люди предварительно связываются по сети Интернет, по беспроводной связи или через смс и договариваются о неких акциях, например, спонтанных вечеринках. Подвид смартмоба – флэшмоб. Буквально слово переводится как «мгновенная толпа», это заранее спланированная массовая акция. Со стороны должно казаться, что каждый из участников просто шел мимо, но тут вдруг что-то произошло, и все стали поступать определенным образом. В идеале флэшмобы заставляют зрителей недоумевать, что это было (например, как-то возле светофора собралась небольшая группа людей с пультами от телевизора в руках, они делали вид, что переключают сигналы при помощи дистанционного управления). Да, по международным правилам флэшмобов они не должны быть ни рекламными, ни политическими. Но зачем надо было бы оттачивать подобный механизм, если это чистая забава? Очень быстро появились полит-мобы, рекламные флешмобы и т. д.
Ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, профессор, академик РАО Александр Запесоцкий на III Бакинском международном гуманитарном форуме в 2013 году заявил, что у него сомнений нет: в Интернете люди находятся под контролем со стороны коммерческих, политических структур и спецслужб. Как отмечает ученый, у пользователей социальных сетей формируется «такой туннельный эффект сознания, когда картина мира заужается, когда они начинают действовать в том русле, в котором им предлагают социальные сети, блоги».
Кажется, что мы высказываем свое собственное мнение, но на самом деле популярные блогеры, на которых подписаны десятки тысяч человек, это мнение формируют – пусть не наше, то тогда наших френдов, – являясь вполне реальной силой на любой сцене. Нажимая кнопку Like («Нравится») и Share («Поделиться»), проставляя с помощью значка # модный тэг, мы играем в игры, навязанные рекламщиками или политтехнологами.
В 2008 году Барак Обама первым из политиков такого уровня обратился к избирателям при помощи социальных сетей. В пятнадцати соцсетях, наиболее популярных в США, появились персональные странички Обамы. Для людей, поддерживающих Обаму, был открыт специальный сайт, где они могли сами публиковать новости, собственные фотографии и картинки, создавать мероприятия. Все это дало пользователям возможность почувствовать свою значимость. Каждый смог поучаствовать в создании истории, и это показалось очень заманчивым. В результате огромное множество людей стали поддерживать Обаму совершенно бескорыстно.
На первый взгляд кажется, что соцсети объединяют. На самом деле люди предпочитают общаться с теми, кто им ближе по духу. В своем блоге или на своей «стене» вы, скорее всего, разместите ссылки на те статьи, что вам понравились, сошлетесь на авторов, мнение которых вы разделяете. Если кто-то начинает спорить, пользователь часто возмущается: как гость смеет выражать полярное мнение на МОЕЙ стене, у МЕНЯ в гостях. За этим часто следует «бан». Картина мира действительно искусственно сужается, пользователь начинает верить в то, что есть только «белое» и «черное» (как и пытаются навязать ему манипуляторы в политике и СМИ). Истина перестает рождаться в спорах.
Манипуляции в Интернете и особенно в соцсетях и на форумах сейчас переживают период расцвета. Довольно легко можно найти, например, подработку: «Оставь хвалебный (ругательный) отзыв о товаре (компании, кандидате) и получи определенную сумму».
Манипуляции в Интернете – и особенно в соцсетях – сейчас переживают период расцвета.
Уникальный инструмент манипуляции в соцсетях – так называемый «перепост». Для перепоста достаточно только один-два раза кликнуть мышкой. Таким образом пользователи участвуют в распространении информации и, разумеется, дезинформации, постоянно увеличивая уровень информационного шума. Информация распространяется неизвестно кем – как правило, вы ничего не сможете узнать об авторе, если вы не ссылаетесь на сайт газеты или радиостанции. Однако автоматически к такой информации высокий уровень доверия, ведь она поступает через друзей (френдов). Пройдя через тысячу перепостов, такая информация получает некий флер достоверности.
Часто, если речь идет о фейковых новостях или спаме, достаточно ввести ключевое слово или номер телефона в поисковик, чтобы увидеть: породистых собак «вот-вот усыпят» уже семь лет, а фотография мальчика, в которого якобы стрелял отчим, когда пытался изнасиловать падчерицу, на самом деле взята из зарубежных источников, это фотография мальчика из Ливана, пострадавшего при авианалете.
Чтобы найти опровержение, нужны доли секунды, но очень мало пользователей тратят это время на проверку, скорее они сделают бездумный перепост. Авторы таких объявлений всегда играют на эмоциях, посмотрите еще раз на историю про мальчика: попытка убийства ребенка, педофилия, инцест! А в придачу к фотографии – объявление, что за каждый перепост сеть якобы заплатит по 45 центов на лечение ребенка. Пользователь жмет на кнопки и успокаивается, уверенный, что делает доброе дело. Официальные же представители Facebook и ВКонтакте опровергают, что сеть жертвует деньги за «лайки» или перепосты. Эти социальные сети, как любые крупные корпорации, ведут благотворительную политику, но она никак не связана с деятельностью отдельных пользователей.
Некоторые пользователи считают, что лучше сделать необдуманный перепост, чем пройти мимо чужой беды. Надо заметить, что таким образом эти пользователи не только снижают уровень доверия к объявлениям о настоящих несчастьях и не только «подставляют» своих друзей (за звонок по номеру, указанном в подложном объявлении о собаках, с телефонного счета снимают немалые деньги). Зачастую они действительно вредят хорошему делу. Например, однажды после многочисленных перепостов фотографии «бедной сиротки» волонтеров перестали пускать в детскую больницу, где они помогали десяткам отказников. И это не единичный случай.
Во многих случаях постинги как будто бы сами напрашиваются на «лайки» и/или перепосты. Например, фото плачущего ветерана войны в орденах с подписью из разряда «а вам слабо?», скажем: «Мы делимся фотками умилительных котят, неужели этот герой не наберет миллион лайков?». Распространяют фотографии детей, лечащихся от рака, с обритой головой с подписями: «Заставьте эту девочку поверить в то, что она красива, поддержите ее перепостом», «Жмите, если вы ненавидите рак и поддерживаете тех, кто с ним борется». Это чистой воды манипуляция: вроде как, если ты проходишь мимо, ты отказываешься помочь несчастному ребенку, а если кликнешь заветную кнопочку – ничего не теряешь. Кажется, что за такими проектами ничего не стоит, деньги не упоминаются. В чем секрет?
Еще одна тревожная тенденция: стоит в соцсетях разместить историю о несправедливости (фотографию толстого человека в форме сотрудника ГИБДД, сидящего в метро рядом со стоящим инвалидом, например) и кинуть грамотно составленный клич «Вот гад! Мочи его!», как у этого призыва в считаные часы оказываются тысячи перепостов. Кому это нужно и как это работает? Возможно, пока что это проверка, отработка механизма «канализации» массовых эмоций. Но это пугает. Как отмечает журналист Ольга Туханина в своей заметке «Веерное отключение мозга» («Комсомольская правда», 13.11.13), «Мы показали кнопку (еще одну, кстати), на которую можно нажать, чтобы превратить нас в животных».
Известно, что в соцсетях вроде Facebook специальная программа определяет уровень авторитета пользователя на основании того, скольким людям понравились его записи, сколько поделились его статьями или фото. Такая техника используется для раскручивания определенных аккаунтов (учетных записей), которые потом продаются. Такие пользователи называются «скаммеры». Подобным же образом наживаются авторы объявлений типа: «Я уже купил себе айфон последней модели, и у меня залежалась коробка из 10 айфонов предпоследней модели, раздам их бесплатно среди тех, кто поделится моим сообщением». Поразительно, сколько умных людей ведутся на это!
Чтобы не стать жертвой манипуляции в сфере соцсетей в Интернет, опирайтесь на следующие рекомендации:
- Никогда не принимайте на веру информацию, если вам неизвестен ее источник. Ваши друзья, даже те, с кем вы в действительности общаетесь не первый год, могут руководствоваться самыми добрыми мотивами – и при этом распространять откровенно «фейковые» новости (подделки) или помогать в сборе средств мошенникам. Перед тем как сделать перепост и, возможно, подвести своих друзей, не пожалейте времени на то, чтобы проверить информацию. Чаще всего для этого достаточно открыть поисковик, иногда – набрать номер телефона. Но стоит вам один-два раза поддержать спаммера, как ваши друзья могут начать видеть в своей ленте постинги, которые вы якобы рекомендуете, при этом вы можете даже не догадываться об их существовании и содержании. Так устроены соцсети. Если вы не хотите потерять настоящих друзей, не делайте бездумных перепостов.
- Если вы предпочитаете более или менее объективно представлять себе, что происходит в мире, не ограничивайтесь общением в комфортном кругу единомышленников. Обращайтесь к различным источникам информации, анализируйте и сопоставляйте разные точки зрения.
- Не забывайте о логике и критическом мышлении. Если немного подумать, можно обойтись и без проверки в поисковике. Ведь и самому нетрудно прийти к выводу, что неизвестный доброхот вряд ли выкинет сто с лишним тысяч рублей на ветер и что за любой активностью должна крыться чья-то выгода. Возможно, вы не знаете, в чем именно подвох, но само наличие подвоха вопросов не вызывает. Время от времени устраивайте «тайм-аут», покидая соцсети, чтобы не терять способность самостоятельного мышления.
- Всегда отдавайте себе отчет, что общение в сети Интернет не может заменить настоящего общения. Если у вас сложились теплые отношения с френдами, предлагайте им «развиртуализацию», встречи в реальном мире.
- Не забывайте золотое правило: «Не кормите троллей», то есть не вступайте в бессмысленные дискуссии с провокаторами, берегите нервы и время Источник:
|