Всё больше и больше семей отдают предпочтение домашней форме обучения своих детей. Сейчас это уже несколько десятков тысяч школьников, школу не посещающих. Почему так происходит и как я отношусь к такой тенденции?
Во-первых, есть немало мам, которые не обременены работой и не имеют карьерных устремлений. Их счастье сосредоточено исключительно на семье - создавать уют, экспериментировать на кухне, самостоятельно заниматься воспитанием детей. Это не хорошо и не плохо. Нравится им такая жизнь, папа справляется с финансовым обеспечением - ну и замечательно.
Во-вторых, есть дети, которые не хотят посещать именно школу. То есть учиться-то они не против, но не в традиционном понимании. В таких семьях могут работать и папа и мама, ведь если ребёнок достаточно мотивирован и дисциплинирован, за ним необходим минимальный контроль.
В-третьих, и в самых главных, школьная нагрузка. Судите сами - учебные планы школ сегодня перегружены предметами, в среднем ребёнок проводит за партой порядка 42 часов в неделю! Это при том, что трудовые будни взрослых законодательно ограничены 40 часами.
Теперь давайте рассмотрим поближе, что изменится в распорядке дня ребёнка-семейника. Его задача - освоить образовательную программу школы в соответствии с требования государственного стандарта. Как именно он это будет делать - государство не контролирует. То есть ребёнок может две недели потратить, например, на изучение биологии в удобном для него темпе и уже не касаться её до промежуточной аттестации.
На следующие пару недель выбирает математику и русский язык и так дальше. А может, как и в школе, ежедневно заниматься по нескольким предметам. Выбирать учащемуся совместно с родителями. Такой подход - это то, к чему стремится и никак не придёт школа - индивидуализация обучения. Не придёт, потому что в классе 20-30 детей и 45 минут урок. Какая уж тут индивидуализация.
Огромный плюс семейной формы обучения - отсутствие домашних заданий и текущего контроля знаний. Ребёнок просто на протяжении четверти или полугодия самостоятельно осваивает школьные предметы и прикрепляется к школе 2 раза в год для прохождения промежуточной аттестации. Что это значит? Это значит, что учащийся приходит в школу по заранее согласованному графику и сдаёт зачёты по предметам. И здесь кроется изюминка: не по всем. Ибо не предусмотрена аттестация по физкультуре, музыке, ИЗО, технологии, ОРКСЭ, ну и внеурочка, конечно же (которая составляет до 10 часов еженедельно!).
Фактически ребёнок осваивает основные предметы: в начальной школе - математика, чтение, русский язык, иностранный язык и окружающий мир. В основной школе прибавляются биология, история, химия, физика и обществознание. А это бездна сэкономленного времени, которое можно потратить на углубленное изучение каких-то отдельных предметов, или на посещение музыкальной/художественной/спортивной школы, на полноценный отдых - прогулки, совместный труд с родителями, походы, культурные мероприятия и т.д.
Тут давеча в Татарстане забили тревогу из-за того, что всё больше детей переходят на семейную форму. Дескать, такие предметы, как физика и химия невозможно изучить дома: лабораторные и практические работы можно осуществить только в школе. Не знаю, как там в Татарстане, а у нас уже давно в школе нет никаких реактивов для проведения лабораторных по химии, давно вышли из строя приборы по физике (и денег на приобретение не выделяется). А всё экспериментирование сводится к просмотру на экране презентаций или видео по разным темам лабораторных занятий. Так какая разница, где ребёнок посмотрит эксперимент - дома или в школе? Дома ещё и лучше, потому что, если не понял, можно посмотреть ещё раз, найти требуемое в других источниках и т.д.
Противники семейного обучения много говорят о социализации. Но мы ведь не в пустыне живём - дети прекрасно социализируются в кружках, на спортивных секциях, в совместных прогулках со сверстниками. И, кстати говоря, не вынуждены общаться со всем классом, кто бы в нём не учился, а общаются больше с теми детьми, с которыми у них общие интересы - в спорте, творчестве и т.д.
Да и посещать любые школьные или классные мероприятия семейники имеют полное право. И не только посещать, но и принимать самое деятельное участие - походы, дни здоровья, концерты - ради бога, если хочется - участвуй.
В некоторых регионах мамам детей-семейников государство оплачивает их труд. Суммы, как правило, небольшие, но, тем не менее. И школа обеспечивает всем необходимым для полноценного учебного процесса - учебниками, рабочими программами. Если нужно - то и консультациями.
В-общем, я обеими руками "за" семейную форму обучения. Но только в том случае, если родители - люди ответственные, ребёнок мотивирован на учёбу и понимает, зачем он это делает. В ином случае - родители на работу - чадо за компьютер и долой учёбу. В конечном счёте, принимать решение о форме получения ребёнком образования - прерогатива родителей. И если они считают, что дома ребёнок лучше будет учиться - в добрый путь. Ну, а не получилось - всегда можно вернуться к традиционной форме.
Так что если в вашей школе кто-то стремится к семейному обучению - не препятствуйте, а то прямо полемика такая в интернете развернулась - "гробят детей, сумасшедшие родители", "у вас вырастут антиобщественные личности", "он(она) не справится)". После первой же аттестации станет понятно - справляется или нет. А вот по статистике, ОГЭ и ЕГЭ семейники сдают традиционно лучше детей, посещающих школу - оно и понятно, нагрузка намного меньше, есть время для полноценной подготовки к выбранным предметам.
А как Вы относитесь к семейной форме обучения? Выбрали бы для себя или своего ребёнка такую форму получения образования?
Источник:
|